Воскресенье, 17.12.2017, 18:56
МОУ "СОШ с.Будамша"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Ученикам
Родителям
Фотоальбом
Форум
Форум
Каталог сайтов
Гос услуги Культура РФ Образование детям Персональные дети
...
Информер праздники сегодня
Наш опрос
Ваш любимый урок
Всего ответов: 22

 

Инклюзивное образование: проблема и перспектива.

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Инклюзивное образование это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. В  России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В учебных учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми — с ними работают врачи и специально подготовленные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений происходит разделение общества на инвалидов и здоровых. В результате конкурентность  детей-инвалидов на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования у них невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа с. Будамша» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального, общего, полного образования.  Ежегодно в контингент школы составляет до 100 обучающихся.  Количество учащихся, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы», остается практически постоянным. Основными причинами являются высокий уровень заболеваемости родителей,   ухудшение экологической обстановки, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, врожденная патология детей.

В 2015-16 учебном году в МОУ «СОШ с. Будамша» по Адаптированной общеобразовательной программе предполагается обучение следующих категорий обучающихся:

- дети, обучающиеся по  программе  ОВЗ (очная форма в общеобразовательных классах);

-дети-инвалиды (по общему заболеванию), обучающиеся по очной форме в общеобразовательных классах по общеобразовательной программе.

Из шести учащихся данных категорий двое обучаются в начальной школе (2,4 классы), одна учащаяся в 7 классе, два учащихся в 9 классе. Трое  обучающихся с ЗПР испытывают ярко выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи, внимания, памяти), нарушениями в организации деятельности и поведения. Выявлены недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп и неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В Новоорском районе отсутствуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения и в целях соблюдения права на образование, гарантированное Конституцией РФ, законом «Об образовании в РФ», международной Конвенцией о правах ребенка, для детей и подростков с особыми образовательными потребностями организовано специальное (коррекционное) образование и интегрированное обучение в разных формах в условиях общеобразовательной организации.

С сентября 2015 года коллектив МОУ  «СОШ с. Будамша» работает над проблемой «Использование продуктивных образовательных и воспитательных технологий в учебно – воспитательном процессе для повышения качества работы школы», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целью является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.

Инклюзивное образование в МОУ  «СОШ с. Будамша» призвано решить следующие задачи:

1.    Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

2.    Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

3.    Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

4.    Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

5.    Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

6.    Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

7.    Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

Организационное обеспечение

Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:

1.В перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации,  входят  в  том числе и положения в отношении детей - инвалидов и детей с ОВЗ.

2. Программа МОУ «СОШ с.Будамша» «Качество образования - основа конкурентоспособности школы».

3. Рабочие программы, как часть Адаптированной основной образовательной программы (для детей с умственной отсталостью и ЗПР).

Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется  специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия.

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ  в учебной и во внеурочной деятельности,  в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: http://budamsha-shkola.ucoz.ru/ , где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

·       создание в МОУ «СОШ с. Будамша» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

·       социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

·       реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

·       позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

·       обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Программа «Доступная среда» в МОУ «СОШ с. Будамша» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

«Доступная среда» обеспечивает:

·       выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

·       осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

·       даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;

·       обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

Основные задачи  программы «Доступная среда»:

1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.    Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2.    Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3.    Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

1.    Сориентировать коллектив МОУ «СОШ с.Будамша» на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.    Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

3.    Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в МОУ «СОШ с. Будамша» для детей с ОВЗ.

Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.

Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:

·       развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;

·       реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся;

·       оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МОУ «СОШ с.Будамша» привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Материально - техническое обеспечение

Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.

Смонтированы широкие входные двери, пандус (внешний и внутренний), санитарно-гигиенические помещения оборудованы поручнями (унитаз, раковина).

Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2015 году за счет федерального бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами: звукоусиливающее оборудование  для обучающихся с нарушениями слуха, сенсорная комната на общую сумму 2003171,55.

Сенсорная комната - это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний.

Наполняемость сенсорной комнаты

·       мягкое и тактильное оборудование

·       светозвуковая панель

·       воздушно-пузырьковая трубка

·       развивающее оборудование

Интерактивные панели способствуют развитию тактильного, визуального и акустического восприятия.

Кадровое обеспечение

Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В школе работают два педагога, проходящих обучение на курсах повышения квалификации  по стандартам  ОВЗ. На протяжении двух лет осуществляется  обучение   по данному направлению через организацию родительских всеобучей, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов.

Психолого - педагогическое сопровождение  Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник.  В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия.

В системе  работы следующие формы:

1.    проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

2.    проведение  малых педагогических советов, административных советов;

3.    ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

4.    посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

5.    разработка методических  рекомендаций учителю;

6.    диагностика, коррекция, профилактика;

7.    обследование школьников  по запросу родителей;

8.    оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах работают по адаптированным программам.

 Нормативные документы

·       Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)

·       Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)

·       Письмо  Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602  "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"

·       Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил – актуализированных СНиПов"

·       СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605)

·       СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73)

·                  Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р)

·                  Государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы
 

·                  Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы

·                  Постановление Правительства Оренбургской области  от 29 августа 2012 г. N 740-пп Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы

·       Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 № 553-пп Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годыПостановление Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 №737-пп О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 года №553-пп "Об утверждении государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014-2020 годы

·       Приказ ОО Новоорского района №78 от 28 апреля 2015 г. № « О назначении  базовых образовательных учреждений  в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».

 

ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ.  Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

Отчет работы сенсорной комнаты в МОУ «СОШ с. Будамша» за 1 полугодие 2016-2017 учебного года.

 

 

...
Каталог сайтов
Министерство образования Оренбургской области Министерство образования и науки Российской Федерации Официальный информационный портал Единого государственного экзамена Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации Отдел образования администрации Новоорского района Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Портал государственных услуг РФ Мониторинг трудоустройства выпускников Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования
Часы
Погода
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Электронный дневник
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz